4 декабря, вспоминаем введение (вход) во храм Пресвятой Богородицы.
Тропарь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, глас 4.
Днесь благоволения Божия предображение/ и человеков спасения проповедание:/ в храме Божии ясно Дева является/ и Христа всем предвозвещает./ Той и мы велегласно возопиим: радуйся,// смотрения Зиждителева исполнение.
(Сегодня, как милости Божией прообраз и проповедь спасения людей, явилась во храме Божием Дева, и стала знаком скорого пришествия Христа Спасителя. Мы ей громко воскликнем: радуйся, исполнение заботы Божией о человеке.)
В 1 веке до Рождества Христова жили супруги: Иоаким и Анна. Это были люди скромные, соблюдавшие заповеди Божии. Оба супруга были из великого царского рода Давидова (их прародителем был пророк, царь и псалмопевец Давид). В мире и любви дожили до глубокой старости, лишь одно их огорчало — они были бездетны. И многие окружающие держались с ними очень заносчиво — бездетное семейство считалось проклятым.
Однако, веруя во всемогущество Божие, и в старости они непрестанно молили Господа даровать им ребёнка. Дали обет Богу — если родится дитя, посвятят его на служение Богу в Иерусалимском храме. Иоаким и Анна были не первые, кто давал такой обет — подобный давала мать пророка Самуила, судьи народа Израильского и многие-многие другие семейства.
За великое терпение, любовь и веру Господь послал семейству великую радость — уже в конце жизни у супругов родилась девочка, которую назвали Марией (с евр. «Госпожа», «надежда»). В этот день радовались не только родители, а весь мир — родилась Мать Сына Божия, Спасителя мира.
Иоаким и Анна исполнили свой обет — лишь только девочке исполнилось три года, позвали родственниц и сверстниц Марии, её одели в лучшие одежды, и с пением духовных песней, в торжественном шествии, впереди которого шли её подруг-сверстницы, повели её к Иерусалимскому храму.
Навстречу им из храма вышли священники и первосвященник с торжественным пением.
Иоаким и Анна поставили юную Марию на первую ступень при входе в храм, а остальные четырнадцать, которые были достаточно высоки, она преодолела сама. Первосвященник встретил её и благословил, как обычно благословляли детей, посвящаемых Богу, а потом по особому божественному вдохновению ввёл её в Святая Святых Иерусалимского храма, куда строжайше запрещалось входить кому-либо кроме первосвященника, да и то — раз в год. Как Ковчег Завета, когда-то находившийся в храме, содержал в себе священные предметы — скрижали, манну и жезл Ааронов, так и Пресвятая Богородица являлась вместилищем, «одушевлённым кивотом» для Сына Божия, Богомладенца Христа, а, следовательно, являлась ещё большей святыней, чем сам ковчег- поэтому и была введена первосвященником во Святая Святых, где прежде стоял Ковчег.
Пресвятая Дева вошла во Святая Святых в день Введения, и во все время пребывания Своего в храме Она невозбранно входила туда, что запрещено было под страхом смерти даже первосвященнику.Там первосвященник Захария отвел Пречистой Деве место для молитвы. Даже ангелы на небесах дивились такому чуду.
Девочка росла в храме, обучалась Закону Божию, рукоделию, была скромной, трудолюбивой.
Мария дала обет не выходить замуж, а навсегда остаться Девою и посвятить себя Богу.
Одиннадцать лет провела Богородица в храме. Дух Божий и святые ангелы охраняли Божественную Отроковицу, которая станет Матерью самого Бога.