Престольный праздник — Николин день

Святитель Николай — самый известный в мире святой. А сколько храмов носят его имя — и не сосчитать. Наш храм тоже Свято-Никольский, поскольку главный престол храма освящён в честь Николая Чудотворца, и поэтому 19 декабря особо торжественный, престольный праздник.

Родился Николай в семье богатых и знатных родителей в Патаре (древнем малоазийском городе, недалеко от современной турецкой Анталии) около 260 г. н.э.  Мальчик был единственным ребёнком в семье, родители позаботились о его воспитании и образовании. Пяти лет отроду он поступил в обучение к одному священнику.  Ученик обладал острым умом и старательно усваивал книжные знания, времени на бестолковые развлечения не тратил, соблюдая завет родителей. Однако одним чтением и богомыслием он не ограничивался, стремился проявить свою веру на деле, часто бывал в храме, творил добрые дела.

Когда Николай подрос, епископ города Патары за усердие к наукам и порядочную жизнь рукоположил его в чтеца. Более деятельного и старательного церковнослужителя ещё не видел свет. Несмотря на заботы, будущий святитель помогал своим пожилым родителям.

Когда же родители умерли, он не знал, что делать с богатым наследством, и решил по заповеди Христовой раздать его нуждающимся. А тут как раз и случай представился.

Сосед святителя был очень богат, но в результате каких-то коммерческих операций внезапно разорился. Трое его дочерей таким образом из завидных невест с большим приданым превратились в простушек, которых никто замуж брать не желал.  Когда последние гроши подошли к концу и голодная смерть замаячила в недалёком будущем, отец решил превратить свой дом в притон, где дочери играли бы роль блудниц и за это получали хоть какие-то деньги.

Юный Николай всё это видел и решил помочь семейству не скатиться на социальное дно и спасти несчастных девушек от позора. Однако он не хотел напоказ подавать милостыню: это могло сильно задеть самолюбие ещё недавно богатого и знатного соседа. Поэтому, с юношеской пылкостью, Николай решил помочь тайком. Ночью, проходя мимо их дома, он незаметно подбросил в окно соседу полный мешочек с золотом из своего наследства (около 50 золотых денариев, самых крупных римских монет, один денарий весил 4,45 г, на современные деньги это около 800000 руб).

Наутро радости семейства не было предела — они были спасены.  Отец долго не верил своим глазам, недоумевая, не сон ли это. Однако, пощупав золотые монеты и убедившись в их реальности, отец расплакался от счастья. Он начал перебирать в памяти всех знакомых , которые могли бы сделать такой щедрый подарок, и, не найдя, понял, что увидел прямое воздействие Промысла Божия, пославшего семье чудесного благодетеля.

Однако на этом опека святителя Николая над семейством не закончилась. У старшей дочери появилось приданое, и она вышла замуж, однако средней и младшей ещё угрожала опасность. Поэтому после её свадьбы повторилась та же история — опять с утра отец обнаружил у окна мешочек золота, уже для средней дочери. Благодарный отец молился Господу с просьбой раскрыть ему тайну «земного ангела», который уже во второй раз спасает его семью.

После свадьбы средней дочери отец, уверенный, что помощь придёт и в третий раз, не спал ночами, в надежде увидеть неведомого благодетеля. И, когда узелок с золотом брякнул об пол, он выбежал на улицу, догнал Николая, упал к его ногам и слёзно благодарил его, славя Бога. Николай попросил его никому не рассказывать об этом случае и дал некоторые наставления, в результате исполнения которых дела бедняка окончательно пошли на лад.

По католическому преданию, один из брошенных святителем мешочков с золотом попал в чулок, повешенный у окна для просушки. Отсюда и появился на Западе забавный сказочный персонаж Санта-Клаус (перефразированное Saint Nicolas, Сэйнт Николас, святой Николай), который тайком подбрасывает в Рождество детям подарки в развешенные у камина чулки и носки. Интересно, что к греческим детям на Рождество приходит не Сэйнт Николас, не святитель Николай, а святитель Василий Великий.

В древних текстах сообщается о многих других добрых делах Николая в родном городе Патаре: выкупе должников из рабства, помощи голодным и нищим, однако никаких подробностей о них не сохранилось. Возможно, это потому, что сам святой не очень-то любил говорить о своих добрых делах и всячески пытался скрывать их. Однако добрая молва о нём быстро распространилась по всему городу и достигла ушей правящего архиерея. Владыка, по достоинству оценив доброту и милосердие Николая, рукоположил его в пресвитеры. В день рукоположения владыка сказал слова, ставшие пророческими:

– Бра­тья! Я ви­жу но­вое солн­це, вос­хо­дя­щее над зем­лей. Бла­жен­но то ста­до, ко­то­рое удо­сто­ит­ся иметь его сво­им пас­ты­рем, ибо он упа­сет ду­ши за­блуд­ших, на­сы­тит их на пажити (т.е. на пастбище) бла­го­че­стия и явит­ся ми­ло­серд­ным по­мощ­ни­ком в бе­дах и скор­бях.

И действительно, огромное стадо собралось у пресвитера Николая — толпы народа стекались к нему, и находили утешение и помощь у мудрого и искреннего пастыря.

Вскоре, пресвитер Николай был возведён в архиерейский сан, рукоположен в епископа. В это время в городке Миры (к юго-западу от современной Анталии), который был митрополией, кафедральным городом Ликийского полуострова (в древности там было расположено государство Ликия, но к временам святителя Николая Ликия давно была захвачена и стала областью в составе Римской империи, но с самобытными языком и культурой), умер от старости архиепископ, человек удивительно чистой и богоугодной жизни, на его кафедру требовался достойный преемник.

Господь, вняв усиленным молитвам Мирских горожан, в ночном видении открыл одному из епископов, что тот, кто первый войдёт утром в притвор храма и будет зваться Николай, тот и будет избран архиепископом. Так и вышло, и избранный чудесным образом святитель Николай, который и без того был достойным кандидатом, стал архиепископом Мир Ликийских. Строгий к себе, он был строг и к подчинённым епископам и пресвитерам, требовал от них образцового образа жизни и служения. Сразу по заступлении на должность, святитель Николай созвал поместный собор, который издал много мудрых постановлений.

Во время жестоких гонений на христиан императора Диоклетиана не струсил, не отрёкся и был надолго брошен в темницу. С целью выпытать у знаменитого иерарха отречение от веры, чтобы подорвать авторитет христианства, к святителю Николаю были применены самые различные пытки. Однако Николай не только не сдался, но и подбадривал товарищей по несчастью. Не сумев ничего сделать с ним, после окончания Диоклетиановых гонений святителя Николая отпустили. За перенесённые тяжкие страдания, после которых он не умер, но чудом остался в живых, в житии святителя Николая называют «бескровным мучеником», исповедником.

При христианском императоре Константине Великом, когда все гонения были отменены, благодаря дерзновению, мужеству и стараниям святителя Николая, его проповедям, успешной катехизаторской работе, личному примеру, среди населения Мир началось массовое обращение в христианство. За ненужностью языческие храмы в городе были снесены, в том числе храм очень почитаемой ранее Артемиды. Таким образом, враждебное христианам язычество в пределах Ликии было успешно побеждено.

Однако у христиан в то время появились проблемы гораздо более важные, чем внешние враги — враги внутренние, ереси и еретики. Арианство, придуманное пресвитером Арием, который учил, что Иисус Христос не есть истинный Бог, а лишь подобен ему, меньше Бога Отца и был когда-то создан Богом Отцом как инструмент для воздействия на мир, заразило умы даже самых знаменитых и высокопоставленных христиан. Ариан было чуть ли не больше, чем православных. Однако святителю Николаю своим авторитетом и проповедью, разъясняющей, в чём именно заблуждаются еретики, удалось не впустить заразу ереси в Ликию, и она осталась одной из немногих православных митрополий. Основываясь на своём цепком уме, святитель Николай находил в Священном Писании опровержения ересям, и нередко его аргументы заставляли еретиков отказаться от своих взглядов. Увидев, что оппоненту больше нечего возразить и он лишь кипит негодованием, святитель тут же приносил ему свои извинения и предлагал помириться.

В 325г. императором Константином был созван в Никее (нынешний турецкий Изник), Вселенский собор для разъяснения и осуждения ереси. Скорее всего, святитель Николай присутствовал на нём( хотя документов, это подтверждающих, не сохранилось) но, как представитель совсем незначительной по статусу митрополии, особого веса не имел . И уж вряд ли такой миролюбивый и скромный человек как он стал бы в негодовании бить по щеке Ария, как гласит неблагочестивая легенда.

Вскоре после собора император Константин  распорядился построить у пролива Босфор, на берегу Мраморного моря новый город, Константинополь, Новый Рим, а денег в казне не хватало. Волны новых налогов и пошлин прокатились по империи, а небогатая Ликия была вовсе ими разорена: один чиновник завысил в переписи число жителей, а, следовательно, и сумму налога, а другой с насилием собрал с жителей эту сумму. Святитель Николай поехал в Константинополь чтобы попросить императора снизить подать и восстановить справедливость. В Константинополе он явил много чудес, умолил Господа смягчить сердце императора, толково всё объяснил, и император снизил налог с Ликии c 10152 солидов, записанных чиновником, до 100 солидов (т.е. уменьшил на 99%), о чём записал в грамоте. Однако святитель знал, что придворные скоро образумят императора и тот потребует вернуть грамоту, да и местный Ликийский чиновник пока воочию не увидит указ с печатью императора, продолжит самоуправствовать, и поэтому спешил обнародовать указ в Ликии, чтобы тот вступил в силу. До Ликии же самое быстроходное судно добиралось шесть дней. Святитель Николай с молитвой запечатал свёрнутый в трубочку документ в тростинку, пустил по водам моря, и тот чудесным образом уже через час был выловлен и зачитан в Мирах.

Святитель Николай помогал своей пастве: кормил голодных, унимал драки, предотвращал несправедливые казни, даже когда для этого приходилось совершить настоящее чудо. И скоро молва о нём как о святом скором помощнике людям в бедах пошла по миру.

Считается святитель Николай покровителем мореплавателей — ещё в юности во время одного из своих путешествий из Мир в Александрию он воскресил моряка, разбившегося насмерть при падении с мачты.

А потом, уже в конце своей жизни, помог терпящим бедствие в море корабельщикам, попавшим в страшный шторм, которые в отчаянии стали молиться святителю. Святитель в это время был на берегу, далеко от места крушения, но тотчас появился на корме судна и произнёс:
– Вы зва­ли ме­ня, и я при­шел из­ба­вить вас от смер­ти.
И унял бурю. Вместо штормового ветра подул лёгкий попутный, который и позволил корабельщикам добраться до гавани Мир. Придя с благодарственными молитвами в городской храм, они увидели среди клириков святителя Николая и тотчас узнали его. Святитель как ни в чём не бывало пожурил их за их грехи, за которые и послана была морякам буря, и попросил больше их не совершать.

Знаменито также следующее деяние святителя Николая. В последние годы правления Константина Великого в одном из придунайских племён, подчинённых Римской империи, которое называлось тайфалы, вспыхнул мятеж — набранные из тайфалов «иностранные легионы» взбунтовались против римской власти. Немедленно из Константинополя был выслан отряд для их усмирения, однако попал в бурю и остановился в порту Мир. Командовали воинами три военачальника — стратилата Непотиан, Урс и Герпилион.

Солдаты, отправленные в город за провиантом, вели себя грубо,устраивали потасовки на рынке, и скоро настроили против себя жителей. Святителю Николаю пришлось лично вмешаться в этот конфликт, отправиться в порт, чтобы помирить солдат и ликийцев. Святой радушно и благожелательно встретился с военачальниками, расспросил их, куда держат путь. Те смутились, им стало стыдно за своих солдат. Они прекратили бесчинства, успокоили воинов и  запретили им притеснять народ.

Пока святитель Николай находился в гавани, два знатных ликийца, Евдоксий и Симонид, с помощью подкупа и клеветы уговорили находящегося в Мирах проездом с инспекцией римского наместника подписать смертный приговор трём неугодным им, но ни в чём неповинным людям. Горожане послали гонцов к Николаю, которые, едва дыша после быстрого бега, рассказали ему об этой беде. Святой коротко помолился Господу о спасении невинных жизней, а потом, взяв с собой трёх военачальников, которые могли по своему рангу приказать наместнику отменить казнь, бросился в город.

Дойдя до места, называемого «у льва» он встретил других гонцов, которые сообщили, что осуждённых уже ведут по городской площади к месту казни. У памятника мученикам Крискенду и Диоскориду, недалеко от города, новые гонцы сообщили, что осуждённых уже выводят из ворот города. Несмотря на то, что более чем шестидесятилетний архиепископ изо всех своих сил мчался в гору, он опоздал — у ворот Мир его ждали лишь очередные гонцы, сообщившие, что осуждённые уже совсем близко от лобного места, где обычно казнили заключённых. Святитель расплакался, но тут идея пришла в голову военачальникам — они послали двух молодых солдат из своего сопровождения на перехват заключённых, чтобы задержать исполнение приговора до своего прихода. Однако Николай не остался стоять праздно, и из последних старческих сил побежал за солдатами. Солдаты, конечно, первыми добрались до места казни, однако надолго задержать палача не удалось, и выбившийся из сил Никола увидел, что осуждённые стоят на коленях на эшафоте, со связанными сзади руками, кляпами во рту и завязанными глазами, а над их шеями уже занесён острый меч. Однако последним решительным усилием он вспрыгнул на эшафот и вырвав из рук палача меч, бросил на землю и развязал путы обвиняемых, сказав:

— Я готов умереть вместо этих невиновных.

Весь его вид при этом был наполнен такой смелостью и Божественной силой, что никто не посмел остановить праведника.Когда сняли повязки с лиц, народ сразу узнал в «преступниках» добропорядочных и знатных горожан. Те со слезами бросились к ногам святителя, благодаря за спасение, и славили Бога.

После недолгих расспросов кто-то объяснил, что наместник осудил невинных людей на смерть под влиянием взятки. Взятка была немаленькая — 68 кг. серебра, 200 литр по античным меркам.

Святитель решил отравиться в Миры и добиться отмены несправедливого приговора. Вместе с воинами и военачальниками он добрался до резиденции наместника, но дверь была крепко заперта. Бесстрашный владыка попросил воинов сломать дверь. Наместник очень перепугался, увидев грозного святителя с важными военачальниками из Константинополя и вооружённой охраной.  Он тотчас поклонился архиепископу, но Николай лицемерных извинений не принял, назвал сановника кровопийцей, беззаконником и врагом Божиим, пообещав обо всём немедля сообщить императору. Наместник очень перепугался, ведь подобных «мелких грешков» весом в центнер серебра за ним числилось очень много, так как и налоги он собирал не очень-то справедливо, и он взмолился о пощаде,сознался в преступлении. Однако и на этот раз он сильно лукавил, пытаясь себя выгородить, переложив вину на заказчиков преступления — Евдоксия и Симонида.

Святитель сказал ему:

– О, нече­сти­вый че­ло­век, враг вся­кой спра­вед­ли­во­сти! Не Ев­док­сий и Си­мо­нид, а зо­ло­то и се­реб­ро убе­ди­ли те­бя каз­нить их. Ес­ли ты по­лу­чил власть, то дол­жен пра­вить бес­при­страст­но, ведь в Пи­са­нии ска­за­но: Уда­ляй­ся от неправ­ды и не умерщ­вляй невин­но­го и пра­во­го, ибо Я не оправ­даю без­за­кон­ни­ка

После вразумляющих слов святителя, наместник покаялся уже искренно, и его простили.

Военачальники Непотиан, Урс и Герполион были приглашены архиепископом Николаем на трапезу, после которой отплыли к месту назначения, и успешно справились с заданием, переловив зачинщиков бунта.  На обратном пути они опять пристали в Мирах, чтобы поблагодарить святителя за его молитвы. Однако святитель был невесел — Господь открыл ему, что этих трёх военачальников ждёт большая опасность, большое искушение,  и заботливый святитель дал им следующее напутствие:

— Ча­да мои, ни­ко­гда не от­ча­и­вай­тесь и не ма­ло­ду­ше­ствуй­те, а имей­те твер­дое упо­ва­ние на Бо­га, и Он не по­пустит вам быть ис­ку­ша­е­мы­ми сверх сил, но при ис­ку­ше­нии даст и об­лег­че­ние, так чтобы вы мог­ли [его] пе­ре­не­сти

Во­и­ны с бла­го­го­ве­ни­ем слу­ша­ли ар­хи­пас­ты­ря, но не по­ня­ли, о ка­ких пред­сто­я­щих ис­пы­та­ни­ях го­во­рил им вла­ды­ка. Стра­ти­ла­ты по­лу­чи­ли бла­го­сло­ве­ние у свя­ти­те­ля, спу­сти­лись к сво­им ко­раб­лям и от­плы­ли в Кон­стан­ти­но­поль.

Там их ждал торжественный приём. Сам император щедро наградил победителей.

Придворные начали терзаться завистью. И какие-то из них заплатили большую сумму сановнику Аблабию, чтобы тот обвинил военачальников в измене и заговоре против императора. Аблабий сочинил историю, будто бунт не был усмирён, но стратилаты сговорились с мятежниками о сотрудничестве и усыпляют бдительность императора, чтобы внезапно восстать и захватить власть.

Константин разгневался, и бросил победителей в темницу. Однако допросить их не успел — были срочные дела. И военачальники долго томились в тюрьме. Заговорщики, волнуясь, что их интрига слишком затянулась и грозит открыться, просили Аблабия поскорее добиться казни «мятежников». Аблабий вился ужом перед императором, и тот издал указ казнить воинов. Однако был поздний вечер, и император назначил казнь на утро.

Тюремный смотритель Илариан, человек незлой, уже успевший подружиться с узниками, был извещён об этом. Он сообщил дурную весть заключённым и попросил их подумать о завещании, чтобы успеть отдать все необходимые распоряжения о имуществе и наследстве. Те же, как не бились, не могли понять своей вины, за которую их ждёт скорая казнь. И тогда один из военачальников, Непо­ти­ан, вспомнив об увещеваниях Николая и чудесном спасении им от казни трёх горожан, стал молиться:

– Бо­же Ни­ко­лая, из­ба­вив­ший его ру­кой трех му­жей от без­за­кон­ной каз­ни в Ли­кии, спа­си нас от горь­кой смер­ти. Пре­по­доб­ный Ни­ко­лай, хоть ты и да­ле­ко, но да при­бли­зит­ся мо­лит­ва на­ша к те­бе. Услышь нас и по­спе­ши за­щи­тить от же­сто­ко­го ого­во­ра, дабы мы, о, пре­слав­ный отец, мог­ли прий­ти и по­кло­нить­ся тво­ей свя­то­сти.

Всю ночь узники усердно молились Господу.
– Гос­по­ди, об­ра­ти ныне взор Свой на нас. Серд­ца на­ши то­мят­ся от ве­ли­кой скор­би. По­мо­ги нам, Бо­же, Спа­си­тель наш, ра­ди сла­вы име­ни Тво­е­го… Да при­дет пред ли­це Твое сте­на­ние уз­ни­ка; мо­гу­ще­ством мыш­цы Тво­ей со­хра­ни об­ре­чен­ных на смерть (Пс.78:9, 11). Зав­тра нас хо­тят умерт­вить. По­спе­ши же ско­рее на по­мощь и из­бавь непо­вин­ных от смер­ти.

Господь услышал их мольбы и помощь скоро воспоследовала. Великий заступник, скорый помощник, за свою чистоту и человеколюбие удостоенный подобно ангелам мгновенно приходить на помощь, несмотря на расстояния и преграды, Николай вошёл в спальню к императору и строго сказал:
—  Кон­стан­тин, встань ско­рее и осво­бо­ди то­мя­щих­ся в тем­ни­це трех во­е­вод. Они окле­ве­та­ны пре­фек­том Аб­ла­би­ем, по­лу­чив­шим взят­ку, и неспра­вед­ли­во при­го­во­ре­ны то­бой к смер­ти. Ес­ли ты ослу­ша­ешь­ся ме­ня и не от­пу­стишь их, я разо­жгу про­тив те­бя вой­ну в Дирра­хии (Албании), ко­то­рая с недав­них пор за­мыш­ля­ет­ся в тех кра­ях, а те­ло твое от­дам пти­цам, устро­ив те­бе встре­чу с Ве­ли­ким Ца­рем Хри­стом. То­гда, на­учен­ный опы­том, ты пой­мешь, сколь хо­ро­шо по­ви­но­вать­ся, ес­ли по­ве­ле­ние ис­хо­дит от Бо­га.

Разбуженный Константин, поражённый дерзостью гостя, воскликнул:

— Как сме­ешь ты при­ка­зы­вать мне?Кто ты и как про­ник в мой дво­рец но­чью?

– По­смот­ри на ме­ня, — сказал Николай, уже познакомившийся с императором на первом Вселенском соборе, — Я – Ни­ко­лай, ар­хи­епи­скоп Ли­кий­ской мит­ро­по­лии.

И внезапно исчез.

Затем святой посетил подлеца префекта Аблабия.
— Аб­ла­бий, ты по­те­рял рас­су­док. От­пу­сти из тем­ни­цы трех во­е­вод, ко­то­рых ты окле­ве­тал из-за сво­е­го зла­то­лю­бия. Знай, я об­ли­чу те­бя пе­ред Ве­ли­ким Ца­рем Хри­стом, ес­ли ты ослу­ша­ешь­ся ме­ня и про­льешь невин­ную кровь. Тя­же­лая неиз­ле­чи­мая бо­лезнь по­ра­зит твое те­ло, и оно станет пи­щей для чер­вей. Твой род ли­шит­ся до­ма и все­го иму­ще­ства, непра­вед­но при­об­ре­тен­но­го то­бой, и по­гибнет злой смер­тью.

Испуганный Аблабий также спросил, кто он, и получил тот же ответ.

Утром озадаченный государь приказал позвать Аблабия, но тот уже сам пришёл во дворец, не зная, что предпринять.Они рассказали друг другу о своих видениях и подивились их одинаковости. Немедленно из темницы были вызваны военачальники, и их подвергли расспросам, с помощью какого колдовства им удалось навести и на императора, и на префекта одинаковый сон.

Воеводы недоумённо посмотрели на императора и сказали, что они никогда не учились колдовать и не колдовали, ни в каком мятеже  невиновны, но служили Отечеству верой и правдой, по примеру своих отцов и дедов, и упрекнуть их за службу при всём желании — нечем.

Тогда смягчённый и пристыженный император спросил у воинов, знают ли они святителя Мир Ликийских Николая. Те, услышав имя святого, стали догадываться, в чём дело, и поведали о своей встрече со святителем. Константин, уважавший святого угодника, приказал развязать узников и вернуть им воинские пояса. Он приказал им остричь волосы, которые в темнице порядочно отросли, и пойти в Миры поблагодарить святителя Николая, чтобы тот не гневался на императора. В подарок архиепископу и как бы в извинение за несправедливый суд, Николай послал с воеводами золотую храмовую утварь и богослужебное Евангелие в дорогом окладе.

Непо­ти­ан, Урс и Гер­пи­ли­он вско­ре от­пра­ви­лись в путь. В Ми­рах они яви­лись к свя­ти­те­лю и со сле­за­ми бла­го­дар­но­сти при­па­ли к его но­гам.

– Что вы де­ла­е­те, ча­да? Встань­те и воз­бла­го­да­ри­те Бо­га. Гос­подь все­гда по­мо­га­ет лю­дям, на­де­ю­щим­ся на Него, – вос­клик­нул ар­хи­ерей и под­нял во­и­нов с зем­ли.

Стра­ти­ла­ты пе­ре­да­ли вла­ды­ке пись­мо и дра­го­цен­ные да­ры им­пе­ра­то­ра для его хра­ма. Пол­ко­вод­цы рас­ска­за­ли всем о чу­дес­ном пред­ста­тель­стве за них ми­ло­сти­во­го за­ступ­ни­ка Ни­ко­лая, спас­ше­го им жизнь, и по­ло­жи­ли к но­гам свя­то­го де­вять ты­сяч зо­ло­тых монет для раз­да­чи бед­ным. Пре­по­доб­ный отец со­тво­рил мо­лит­ву и при­гла­сил во­и­нов на тра­пе­зу.

По­ка стра­ти­ла­ты на­хо­ди­лись в Ми­рах, учи­тель Бо­же­ствен­ных ве­ле­ний еже­днев­но на­став­лял их и утвер­ждал в ве­ре в Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста. Он уве­ще­вал во­е­на­чаль­ни­ков впредь не стра­шить­ся ис­ку­ше­ний, не бо­ять­ся смер­ти и го­во­рил:

– Зо­ло­то ис­пы­ты­ва­ет­ся ог­нем, а серд­ца вер­ных – во вре­мя ис­ку­ше­ний. По­это­му не бой­тесь, но непре­стан­но воз­во­ди­те ва­ши мыс­лен­ные очи к Бо­гу, и Гос­подь спа­сет вас.

Це­лый ме­сяц про­ве­ли стра­ти­ла­ты у ве­ли­ко­го стар­ца, а ко­гда на­ста­ло вре­мя от­прав­лять­ся до­мой, во­и­ны, по­лу­чив его на­пут­ствие и бла­го­сло­ве­ние, бла­го­по­луч­но вер­ну­лись в Кон­стан­ти­но­поль с пись­ма­ми ар­хи­епи­ско­па к им­пе­ра­то­ру.

В возрасте 70-80 лет после непродолжительной болезни святитель скончался и был погребён в построенной им же соборной церкви.

Стратилаты, пришедшие на следующий год в очередной раз поблагодарить святителя, не застали его в живых. Узнав, что их доб­рый на­став­ник по­чил и пре­бы­ва­ет с Гос­по­дом, они дол­го со сле­за­ми мо­ли­лись в со­бо­ре у чест­ных мо­щей свя­то­го и спо­до­би­лись его ви­де­ния. Непо­ти­ан, Урс и Гер­пи­ли­он по­чти­ли Ни­ко­лая, со­ору­див пор­тик от хра­ма до го­ро­да про­тя­жен­но­стью в од­ну ми­лю, а сле­ва и спра­ва от него по­стро­и­ли жи­ли­ща для цер­ков­ных ни­щих.

Помогать людям святитель Николай не перестал и после смерти, и до сих пор призывающие его люди получают чудесную помощь, история его благодеяний и чудес ещё не закончилась.

Святый отче Николае, моли Бога о нас.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *