История прихода

1.1  История храма (с сайта благочиния http://blagochinie-kirzhach.ru/prihod/10.html и информационного листка в притворе храма)
Село Филипповское Киржачского района Владимирской области – место, где находится Свято-Никольский храм, принадлежало святителю Алексию митрополиту Московскому и Всея Руси (1292 – 1378 гг.), первому из Московских митрополитов, так как раньше духовным центром Руси был Владимир.  Будучи епископом Владимиро-Суздальской епархии (до 1350 года), святитель Алексий владел с. Филипповским. Перед своей кончиной святитель Алексий передал село во владение Чудову монастырю г. Москвы. Это случилось в 1377 году (за три года до Куликовской битвы), незадолго до смерти святителя, и об этом мы находим упоминание в его духовной грамоте: «Се аз смиренный грешный раб Божий Алексий, пишет грамоту духовную целым своим умом. Дано святому великому архангелу Михаилу и честному его Чюду село Жилинское, Серкизовское, Тюфтетское…, Филипповское с деревнями и бортью, Обуховскую деревню. А все те села даю с серебром и с половинки и с третинки и с животиною».

По архивным документам, уже в 1365 году в Филипповском существовала церковь в честь святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца. Историки и краеведы предполагают, что к храму, скорее всего, был пристроен и придел, посвященный апостолу Филиппу. Эта версия связана с названием села и с русскими православными традициями — иметь своего небесного покровителя и называть его именем поселение. Поныне существуют два народных предания об истории названия села.

Согласно одному из них, первым вступил на эту землю инок Филипп. Он построил здесь свою келью, вокруг которой и разрослось селение.

Согласно второму, название связано с именем митрополита Филиппа который якобы побывал в тех местах, направляясь в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. К сожалению, как бы ни были красивы эти легенды, фактов прямых или косвенных, подтверждающих подобные события, нет.

Более доказательна другая версия, связанная с жизнью самого святителя Алексия, который в сложных жизненных ситуациях обращался с молитвой к апостолам Петру и Филиппу.

О самой церкви во имя святителя Николая упоминается в дозорной книге в 1628 году «Церковь была деревянная, два двора церковного притча, два двора крестьянских, три двора бобылёвских, 4 двора монастырских рыбаков и двадцать пустых дворовых мест, запустевших от мору»  Её внешний вид в то время отличался от того, что мы можем видеть сейчас, и напоминал собою корабль, так как в те годы ещё не существовало двух боковых приделов. «Деревянный верх, а в церкви деисус*, и двери царския, и образы местныя, и ризы, и свечи, и колокола, и всякое церковное строение – мирское» — из этого описания можно понять, что церковь была довольно богатой.

Когда была построена первая церковь, доподлинно никто не знает.  Но в 1684 году была построена новая деревянная церковь, просуществовавшая до 1821 года.

Современный Свято-Никольский храм считается третьим и построен в 1821 году после Отечественной войны 1812 года в стиле позднего классицизма (по формам и образам античного искусства). Ещё до строительства, в 1818 году был освящён Алексеевский придел, а позднее и   Сергиевский – в честь святителя Алексия и преподобного Сергия Радонежского.

Из исследований местного краеведа и учителя ВЛ.Куравцева известны следующие факты: в 1820 году на средства дворянина Е. Н. Соленикова, владельца Сергиевской писчебумажной мануфактуры была сложена колокольня и отлит колокол в 365 пудов. С южной стороны от села был подвешен боковой колокол в 200 пудов, отлитый на средства владельца торгового капитала С И. Ванякина, с восточной стороны — колокол на 150 пудов (на средства Вяземского). Существовал еще один большой колокол на 175 пудов, но кто посодействовал в его установке — точно неизвестно. С северо-восточной стороны были размещены 5-7 небольших колоколов весом от 2 до 20 пудов (на пожертвования фабриканта Кольчугина). В конце девятнадцатого века Яков Никитич Евдокимов на помин души умершего брата сделал вклад в строительство храма. Тогда он пожертвовал 1.000.000 штук кирпича со своего кирпичного завода и 75 тысяч рублей, после чего и началось расширение церкви — были построены два придела в честь святителя Алексия и преподобного Сергия Радонежского. Площадь храма увеличилась в три раза, и это стало довольно важным обстоятельствам, так как в начале двадцатого века в центральной части Филипповской волости существовал всего лишь одни храм и один приход на несколько близлежащих деревень. После окончания строительства Свято-Никольский храм обрел вид креста, каким мы его можем лицезреть и сейчас.

Уникальность Свято-Никольского храма заключается в том, что его огромный свод держится не имея опорных колонн. Для этого нужна особая технология строительного производства и немалый опыт каменного зодчества.

На территории храма течет источник святителя Николая. Источнику более шестисот лет. По приданию вода из этого источника почиталась на Руси как Иорданская и развозилась в бочках по всей стране.

В начале 20 века Свято-Никольская церковь стала одним из известнейших храмов в Киржачском районе. Напротив церкви были выстроены дома (эту улицу называли «поповкой»), в которых жили священнослужители.

Имена многих из них, как людей преданных вере и пострадавших за неё, до сих пор помнят люди. С 1913 года в храме служил священником Михаил Иванович Сахаров , арестованный в 1932 году в числе многих других священнослужителей и обвинённый в контрреволюционном заговоре.По приговору ему дали три года лагерей. Отбыв наказание, он вновь поступил на службу священником, однако в 1937 году снова был арестован и в сентябре расстрелян.

Священник Иван Федорович Веселовский арестован в 1932 году и сослан на три года на Соловки. В 1937 году также был расстрелян. Подобная участь ожидала и остальных служителей Свято-Никольского храма. Всех их обвинили в контрреволюционном заговоре. В 1932 году арестовали диакона А.Д.Аристова (3 года высылки), монахиню В.Н.Онуфриеву (3 года ссылки в Казахстан), монахиню М.П. Верещагину (3 года с запретом проживания в режимных пунктах). Монахиню А.В.Крутову арестовали позже, в 1937 году (осуждена на 10 лет лишения свободы).

В 1938 году, перед самым праздником Светлой Пасхи, Свято-Никольский храм, как и сотни других православных церквей по всей стране, подвергся разрушению.По воспоминаниям жителей села, бесценные иконы и церковная утварь были разграблены и растащены. В уникальном строении был открыт магазин, а позднее организован склад минеральных удобрений колхоза имени Кирова.

В результате подобных варварских действий здание, построенное, казалось бы, на века, стало быстро приходить в упадок. День за днем разрушались стены, и к концу 8о-х годов в них осталось всего лишь 40 см «живого» кирпича (при первоначальной ширине 140 см). Растворились и исчезли в химических испарениях прекраснейшие настенные росписи. Из храма были вытащены двери и рамы. Нетронутым остался лишь пол, покрытый плиткой, которую просто невозможно было отковырнуть. Почти полностью проржавела кровля. Храм был готов обрушиться со дня на день.

Нельзя сказать, что все жители села безучастно смотрели на это варварство. Были и те люди, которые неоднократно пытались добиться от властей разрешения если не на открытие храма, то хотя бы на его реставрацию как памятника русского архитектурного зодчества и культурного наследия. Одним из них был краевед и педагог Василий Андреевич Куравцев, собиравший исторические сведения о Филипповском. Еще в 50-60-х годах прошлого века В.А.Куравцев буквально по крупинкам собирал историю храма и народные предания, связанные с ним. Он сделал обмер полуразрушенного здания и вычертил его эскиз. Он пытался «бить во все колокола» и «стучать во все двери». Также одним из вдохновителей и активных участников в деле возрождения храма был известный краевед Константин Сергеевич Крючков.

В конце 8о-х годов в Филипповском была создана община, которая сумела привлечь к восстановительным работам в храме народ, некоторые предприятия и организации. Средства собирались по всему ближайшему околотку и в конце концов храм был передан общине и вновь стал действующим. В дневнике В.М.Короткова, который был старостой общины с 1989 по 1991 год, остались записи:

7.08.89г. Первый сход жителей. Собралось 80 человек. Говорили об истории храма, его восстановлении. Наметили дату первого воскресника.
13.08.89г. На воскресник пришло 35 человек. Задействовали две машины и экскаватор. Вырубали кусты, убирали осыпи от стен.
20.08.89г. Пришло двадцать человек. Работы по очистке здания.
27.08.89г. Прошли выборы. Выбраны староста общины, его заместитель и казначей.
13.09.89г. Произведен ремонт колонн у входа в храм.
15.09.89г. Триста человек подписали обращение в Епархию по поводу открытия храма.
25. 09.89г. Готовы чертежи и эскизы по ремонту кровли.
21.10.89 г. Исполком Киржачского района решил передать общине верующих храм в селе Филипповское!
10 месяц 1989 г. Ремонт кровли.
19. 12. 1989 г. Сделали отопление внутри храма.

Сухие строчки официальных записей … Разве они могут рассказать, как пожилые женщины-пенсионерки переносили на своих плечах тонны минеральных удобрений, как молодые люди очищали от наваленного туда мусора глубокий колодец святого источника, как обследовали купольное покрытие и рисковали жизнью, взбираясь на ветхую кровлю храма? Наградой им за все эти сверхчеловеческие усилия стала первая служба.

Уже 7 апреля 1990 года, в праздник Благовещения, храм вновь начал действовать. И пусть там было установлено всего лишь несколько простеньких икон, но перед распятием горели свечи, а под сводами церкви впервые за много лет торжественно звучал голос священнослужителя.

С 1992 года трудной работой по восстановлению храма начал руководить новый настоятель: протоиерей Стахий. Благодаря его труду и труду старосты храма Татьяны Ивановны Борвинской дело спорилось. Батюшка проявил себя как очень хороший пастырь.

Помимо качеств, необходимых для любого иерея Божия: доброты,мудрости, крепости духа и ответственности, было что-то особенное в батюшке, за чем к нему стекались люди — благодать, данная ему Богом. Вся его жизнь явилась примером служения Богу и людям.
Около храма — вдоль всей улицы — по субботам и воскресеньям стояли вереницы автомобилей. Люди шли к батюшке на исповедь, за советом, за молитвой. Выстаивали огромную очередь, чтобы побеседовать с отцом Стахием. С любовью и терпением принимал он многочисленных посетителей: до двухсот и более в день.
Молитвами батюшки и его добрыми советами многие создали крепкие семьи, бросили вредные привычки, и, самое главное, нашли путь к Богу.

Отслужив по обыкновению воскресную Литургию, батюшка 15 мая 2016 года в 23.00 преставился ко Господу.

В настоящее время Свято-Никольский храм полностью восстановлен.  Заново были подняты стены храма, покрыта крыша и одеты медью купола. По всему периметру храма сделан бетонный пояс, укрепляющий его фундамент. В храме было проведено отопление, водопровод, восстановлены полы, окна, двери, подвальные помещения, 120 метров забора.

Наконец, заново созданы три иконостаса. На источнике появилась часовня святителя Николая.

По благословению архиепископа Владимирского и Суздальского, Евлогия, в 2008 году на территории Свято-Никольского храма построен крестильный храм в честь Иоанна Предтечи.

У храма построен трапезный дом:

Неподалеку (через два дома) от Свято-Никольского храма, находится дом, подаренный храму под воскресную школу.

В ходе восстановительных работ нашлось немало людей, неравнодушных к судьбе Свято-Никольского храма. Помогали в восстановлении храма многие известные бизнесмены: Алекперов, Реутовы.  Серьёзно помог некто Андрей Лебедев, пожертвовавший 25 миллионов рублей.

Колоссальная работа по разгрузке строительного материала, а также уборке территории храма легла на плечи местных жителей села Филипповское.

* — Деисус (Деисис, от греч. прошение, моление) — третий, верхний ряд икон иконостаса, отделяющего алтарь от основной части храма. Очень красивый и торжественный, а, следовательно, дорогой. Такой мог себе позволить далеко не каждый храм, и сейчас он у нас есть лишь в центральном приделе. В центре, над Царскими Вратами, расположена икона Спасителя на троне, которому молится Божия Матерь (изображена справа) , Иоанн Креститель (изображён слева) , а так же двенадцать апостолов (изображены на отдельных иконах, составляющих третий ряд).

Фотографии взяты из интернета. Благодарим за фото Василия Михайлина, Александра Марецкого и Ольгу Алышеву, а также всех остальных замечательных фотографов, чьи произведения использованы на сайте