8 октября — вспоминаем преставление преподобного Сергия Радонежского.
Это престольный праздник нашего храма — левый его придел, в котором чаще всего идут службы, освящён в честь этого святого.
К тому же, все храмы нашего района имеют очень тесную духовную связь с Троице-Сергиевой Лаврой, которая находится достаточно недалеко. Преподобный Сергий своей праведной жизнью, непрестанным трудом освятил эту землю. Молитвы лаврских монахов ко Господу берегут и хранят людей всего мира. Многие песнопения, которые поются у нас во время службы — напева Троице-Сергиевой Лавры. Это центр духовного образования, где учились и учили многие служители церкви.
Как далёком 14 веке великий князь Дмитрий Донской ездил в обитель, чтобы испросить благословения на Куликовскую битву, так и теперь любой человек может туда приехать, на службу или просто на экскурсию. Может, кто-то побывал на мастер-классах резьбы по дереву или гончарного мастерства.
В Лавре в этот день огромное количество народа. Приезжают со всей России и из-за её пределов, славянских стран и Греции. Даже те, кто не очень знаком с православной культурой (китайцы, французы, немцы) и не понимают ни слова по русски, с большим удовольствием поприсутствовали на молебне. В этот день здесь служил патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который является священноархимандритом Троице-Сергиевой Лавры.
А 700 лет назад никто и подумать не мог, что в этаком месте, непролазной лесной глуши в 10 верстах от ближайшего города, когда-нибудь будут собираться люди. Да и некому было собираться — разорённые непомерной данью и регулярными грабежами, русские города и сёла стонали под игом Золотой Орды. В городах и сёлах стояли пустые дома, жителей было мало: в ходе монгольских набегов многие были убиты или уведены в плен. Разрушены такие великие города, как Киев и Москва. Были утеряны бесценные книги и произведения искусства, разворовано церковное имущество, разрушены и сожжены монастыри. Потеряв защитников Родины, родных и близких, всё нажитое, люди на Руси впали в глубочайшее уныние. Некому было им дать хоть малейшую надежду: князья и воеводы были частью убиты, частью бежали, частью покорились Орде. Правда, хитрые Московские князья лишь притворились покорными хану, а сами собирали силы для отпора, но силы эти были ещё невелики.
Папа Иннокентий вместо того, чтобы оказать военную помощь страждущему христианскому государству против монголов, воспользовался случаем и принялся убеждать русских священников и князей принять католицизм. Воспользовался ситуацией и Ливонский орден: стал стеснять ослабленную Русь с севера, угрожая Новгороду. Напасти сыпались со всех сторон.
В это время и родился у благочестивых ростовских бояр Кирилла и Марии, переселившихся в более спокойные места ближе к Москве, мальчик Варфоломей. В семилетнем возрасте они отдали сына учиться грамоте. Варфоломей был трудолюбивым,весёлым,скромным и добрым, никогда не унывал и не раздражался, со всеми был кроток и ласков, радовал родителей своим усердием и помогал им по хозяйству. Мальчик очень хотел учиться, но грамота ему никак не давалась. Скорбя об этом, он молился Господу день и ночь, чтобы тот помог ему уразуметь чтение и письмо. И Господь ему помог.
Однажды, разыскивая пропавших лошадей, он встретил старенького монаха, который молился у дуба. Отрок поведал ему о своей скорби. Монах сочувственно выслушал мальчика и помолился о его просвещении. Затем достал ковчежец, вынул малую частицу просфоры и, благословив ею Варфоломея, сказал: » Возьми, чадо, и съешь: сие даётся тебе в знамение благодати Божией и разумение Священного Писания».
Благодарный Варфоломей пригласил монаха отобедать у себя дома. Когда он, его родители и братья собрались за столом, монах попросил Варфоломея прочитать перед обедом отрывок из Священного Писания. Родители стали сокрушаться, что это невозможно, но Варфоломей взял книгу и прочитал нужный отрывок.
С тех пор в отроке ещё более окрепло желание служить Богу. Он с самого детства строго постился, собирался уйти в уединение подобно древним подвижникам, и только необходимость помогать стареющим родителям держала его на прежнем месте. Но после их смерти, предоставив всё наследство младшему брату Петру, он вместе со старшим братом Стефаном удалился в самую глубь дремучего леса. После долгих скитаний, он поселился в 10 верстах от Радонежа около речки Кончюры.
Братья собственноручно рубили лес, соорудили себе несколько избушек для жилья и маленькую деревянную церковь. Для освящения этой церкви был послан митрополитом Феогностом, знавшим о намерении братьев, священник, который и освятил её в честь Святой Троицы. Так и возникла Троицкая обитель. Было это в 1337 году.
Вскоре Стефан оставил брата, чтобы подвиг отшельника сменить на подвиг служения в монастыре, он был настоятелем Богоявленского монастыря в Москве и духовником великого князя. Сергий остался в лесу один.
Жилось монаху нелегко. Еды, несмотря на весьма небольшое её расходование, не хватало, тяжёлый труд изнурял, да ещё искушения и напасти одолевали. Стаи голодных волков рыскали возле жилищ, проходили в поисках поживы медведи, но ни один не тронул преподобного.
Однажды голодный, злой медведь-шатун подошёл к келлии преподобного. Но тот не испугался, вышел и поделился с медведем последним куском хлеба.
Как ни пытался преподобный скрывать свои подвиги, слава о них распространилась и привлекла других иноков. Вскоре Сергию предложили стать священником и игуменом. Он долго отказывался, но в итоге, видя в их просьбе призвание свыше, согласился. Он сказал: «Желал бы лучше повиноваться, чем начальствовать, но страшусь суда Божия и предаю себя в волю Господню». Это было в 1354 году.
Монастырь первое время терпел во всём нужду: ризы были из самой дешёвой домотканой материи, священные сосуды деревянные, вместо свечей горели лучины. Но сердца монахов горели усердием. Святой Сергий подавал всем пример монашеской жизни, глубочайшего смирения и упования на волю Божию. В трудах и подвигах он всегда был первым, а братья следовала за ним.
Однажды запасы хлеба, единственной пищи монахов, в обители подошли к концу. Сам игумен, чтобы заработать для обители немного пищи, за решето сухарей построил сени в келлии одного брата. По молитвам братии в час крайней нужды Бог подавал ей щедрую помощь. Через несколько лет рядом с обителью стали селиться крестьяне, а затем рядом появилась дорога. Обитель разбогатела и стала подавать щедрую милостыню нищим, давать приют больным и странникам.
Об обители узнал даже патриарх Филофей из далёкого Константинополя, он изучил жизнь в обители и на основании её издал и утвердил грамоту о порядках пустынного общинножития.
Митрополит Алексей был очень дружен с Сергием Радонежским, вместе с ним они боролись с ещё одной бедой средневековой Руси: княжескими раздорами, усобицами. Вместо того, чтобы объединиться против захватчиков, князья, сохранявшие хоть малейшую власть, находили поводы для споров и войн за первенство. Нередко, пользуясь княжескими раздорами как предлогом, выступая на стороне одного из князей, хан Золотой Орды разорял Русь очередными набегами и поборами. Желая прекратить этот пир властолюбия, Сергий Радонежский мирил князей, которые уважали его за мудрость.
У великого подвижника Дмитрий Донской испросил благословения на Куликовскую битву : «иди, иди смело, князь, и надейся на помощь Божию», и дал ему в сподвижники Пересвета и Ослябю, которые погибли в битве. С этой битвы началась новая эра для русского народа: появилась надежда на избавление от ига. Плечи людей расправились, глаза загорелись. Пример преподобного показывал, что даже в таком жестоком, несправедливом, грубом мире, каким он нам подчас представляется, можно с помощью Божией сохранить чистоту жизни, достичь святости и людей повести ко спасению.
Один раз явилась ему в дивном величии Матерь Божия с апостолами Петром и Иоанном и обещала покровительство и благоденствие его обители даже после его смерти. В другой раз он видел необыкновенный свет и стаю птиц, оглашавших воздух благозвучным пением, и получил откровение, что множество иноков соберётся в его обители.
За полгода до кончины великий подвижник удостоился откровения о времени своего отшествия к Богу. Он созвал к себе братию и в присутствии всех передал управление обителью присному ученику своему преподобному Никону , а сам начал безмолвствовать. Наступил сентябрь 1391 года, и преподобный старец тяжко заболел… Еще раз собрал он вокруг себя всех учеников своих и еще раз простер к ним свое последнее поучение.
Безмолвно стояли с поникшими главами скорбящие чада Сергиевы и с болью сердечной внимали последним наставлениям любимого старца. Особенно грустно им было слышать последнюю волю своего смиренного игумена относительно места его последнего покоя. Сергий не хотел быть похоронен в храме, как святой, мощи которого открыты для поклонения, а просил обыкновенной могилы на кладбище. «Не скорбите, чада мои, – с любовью утешал их старец, – я отхожу к Богу, меня призывающему, и вас поручаю Всемогущему Господу и Пречистой Его Матери: Она будет вам прибежищем и стеной от стрел вражиих!».
Перед самым исходом души своей старец пожелал в последний раз приобщиться Пречистого Тела и Крови Христовых. Весь исполненный благодатного утешения, он возвел горе свои слезящиеся от радости очи и еще раз, при помощи учеников, простер к Богу свои преподобные руки… «В руце Твои предаю дух мой, Господи!» – тихо произнес святой старец и в дыхании сей молитвы отошел чистой своей душой ко Господу, Которого от юности возлюбил.
Это было 25 сентября (8 октября по нов.ст.) 1392 года
Верую!!!!!!!