Истинный воин Христа Бога

8 октября — вспоминаем преставление преподобного Сергия Радонежского.

Это престольный праздник нашего храма — левый его придел, в котором чаще всего идут службы, освящён в честь этого святого.

К тому же, все храмы нашего района имеют очень тесную духовную связь с Троице-Сергиевой Лаврой, которая находится достаточно недалеко. Преподобный Сергий своей праведной жизнью, непрестанным трудом  освятил эту землю. Молитвы лаврских монахов ко Господу берегут и хранят людей всего мира. Многие песнопения, которые поются у нас во время службы — напева Троице-Сергиевой Лавры. Это центр духовного образования, где учились и учили многие служители церкви.

Как далёком 14 веке великий князь Дмитрий Донской ездил в обитель, чтобы испросить благословения на Куликовскую битву, так и теперь любой человек может туда приехать, на службу или просто на экскурсию. Может, кто-то  побывал на мастер-классах резьбы по дереву или гончарного мастерства.

В Лавре в этот день огромное количество народа. Приезжают со всей России и из-за её пределов, славянских стран и Греции. Даже те, кто не очень знаком с православной культурой (китайцы, французы, немцы) и не понимают ни слова по русски, с большим удовольствием поприсутствовали на молебне. В этот день здесь служил патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который является священноархимандритом Троице-Сергиевой Лавры.

А 700 лет назад никто и подумать не мог, что в этаком месте, непролазной лесной глуши в 10 верстах от ближайшего города, когда-нибудь будут собираться люди. Да и некому было собираться — разорённые непомерной данью и регулярными грабежами, русские города и сёла стонали под игом Золотой Орды. В городах и сёлах стояли пустые дома, жителей было мало: в ходе монгольских набегов многие были убиты или уведены в плен. Разрушены такие великие города, как Киев и Москва. Были утеряны бесценные книги и произведения искусства, разворовано церковное имущество, разрушены и сожжены монастыри. Потеряв защитников Родины, родных и близких, всё нажитое, люди на Руси впали в глубочайшее уныние. Некому было им дать хоть малейшую надежду: князья и воеводы были частью убиты, частью бежали, частью покорились Орде. Правда, хитрые Московские князья лишь притворились покорными хану, а сами собирали силы для отпора, но силы эти были ещё невелики.

Папа Иннокентий вместо того, чтобы оказать военную помощь страждущему христианскому государству против монголов, воспользовался случаем и принялся убеждать русских священников и князей принять католицизм. Воспользовался ситуацией и Ливонский орден: стал стеснять ослабленную Русь с севера, угрожая Новгороду. Напасти сыпались со всех сторон.

В это время и родился у благочестивых ростовских бояр Кирилла и Марии, переселившихся в более спокойные места ближе к Москве,  мальчик Варфоломей. В семилетнем возрасте они отдали сына учиться грамоте. Варфоломей был трудолюбивым,весёлым,скромным и добрым, никогда не унывал и не раздражался, со всеми был кроток и ласков, радовал родителей своим усердием и помогал им по хозяйству. Мальчик очень хотел учиться, но грамота ему никак не давалась. Скорбя об этом, он молился Господу день и ночь, чтобы тот помог ему уразуметь чтение и письмо. И Господь ему помог.

Однажды, разыскивая пропавших лошадей, он встретил старенького монаха, который молился у дуба. Отрок поведал ему о своей скорби.  Монах сочувственно выслушал мальчика и помолился о его просвещении. Затем достал ковчежец, вынул малую частицу просфоры и, благословив ею Варфоломея, сказал: » Возьми, чадо, и съешь: сие даётся тебе в знамение благодати Божией и разумение Священного Писания».

Благодарный Варфоломей пригласил монаха отобедать у себя дома. Когда он, его родители и братья собрались за столом, монах попросил Варфоломея прочитать перед обедом отрывок из Священного Писания. Родители стали сокрушаться, что это невозможно, но Варфоломей взял книгу и прочитал нужный отрывок.

С тех пор в отроке ещё более окрепло желание служить Богу. Он с самого детства строго постился, собирался уйти в уединение подобно древним подвижникам, и только необходимость помогать стареющим родителям держала его на прежнем месте. Но после их смерти, предоставив всё наследство младшему брату Петру, он вместе со старшим братом Стефаном удалился в самую глубь дремучего леса. После долгих скитаний, он поселился в 10 верстах от Радонежа около речки Кончюры.

Братья собственноручно рубили лес, соорудили себе несколько избушек для жилья и маленькую деревянную церковь. Для освящения этой церкви был послан митрополитом Феогностом, знавшим о намерении братьев, священник, который и освятил её в честь Святой Троицы. Так и возникла Троицкая обитель. Было это в 1337 году.

Вскоре Стефан оставил брата, чтобы подвиг отшельника сменить на подвиг служения в монастыре, он был настоятелем Богоявленского монастыря в Москве и духовником великого князя. Сергий остался в лесу один.

Жилось монаху нелегко. Еды, несмотря на весьма небольшое её расходование, не хватало, тяжёлый труд изнурял, да ещё искушения и напасти одолевали. Стаи голодных волков рыскали возле жилищ, проходили в поисках поживы медведи, но ни один не тронул преподобного.

Однажды голодный, злой медведь-шатун подошёл к келлии преподобного. Но тот не испугался, вышел и поделился с медведем последним куском хлеба.

Как ни пытался преподобный скрывать свои подвиги, слава о них распространилась и привлекла других иноков. Вскоре Сергию предложили стать священником и игуменом. Он долго отказывался, но в итоге, видя в их просьбе призвание свыше, согласился. Он сказал: «Желал бы лучше повиноваться, чем начальствовать, но страшусь суда Божия и предаю себя в волю Господню». Это было в 1354 году.

Монастырь первое время терпел во всём нужду: ризы были из самой дешёвой домотканой материи, священные сосуды деревянные, вместо свечей горели лучины. Но сердца монахов горели усердием. Святой Сергий подавал всем пример монашеской жизни, глубочайшего смирения и упования на волю Божию. В трудах и подвигах он всегда был первым, а братья следовала за ним.

Однажды запасы хлеба, единственной пищи монахов, в обители подошли к концу. Сам игумен, чтобы заработать для обители немного пищи, за решето сухарей построил сени в келлии одного брата. По молитвам братии в час крайней нужды Бог подавал ей щедрую помощь. Через несколько лет рядом с обителью стали селиться крестьяне, а затем рядом появилась дорога. Обитель разбогатела и стала подавать щедрую милостыню нищим, давать приют больным и странникам.

Об обители узнал даже патриарх Филофей из далёкого Константинополя, он изучил жизнь в обители и на основании её издал и утвердил грамоту о порядках пустынного общинножития.

Митрополит Алексей был очень дружен с Сергием Радонежским, вместе с ним они боролись с ещё одной бедой средневековой Руси: княжескими раздорами, усобицами. Вместо того, чтобы объединиться против захватчиков, князья, сохранявшие хоть малейшую власть, находили поводы для споров и войн за первенство. Нередко, пользуясь княжескими раздорами как предлогом, выступая на стороне одного из князей, хан Золотой Орды разорял Русь очередными набегами и поборами. Желая прекратить этот пир властолюбия, Сергий Радонежский мирил князей, которые уважали его за мудрость.

У великого подвижника Дмитрий Донской испросил благословения на Куликовскую битву : «иди, иди смело, князь, и надейся на помощь Божию», и дал ему в сподвижники Пересвета и Ослябю, которые погибли в битве. С этой битвы началась новая эра для русского народа: появилась надежда на избавление от ига. Плечи людей расправились, глаза загорелись. Пример преподобного показывал, что даже в таком жестоком, несправедливом, грубом мире, каким он нам подчас представляется, можно с помощью Божией сохранить чистоту жизни, достичь святости и людей повести ко спасению.

Один раз яви­лась ему в див­ном ве­ли­чии Ма­терь Бо­жия с апо­сто­ла­ми Пет­ром и Иоан­ном и обе­ща­ла по­кро­ви­тель­ство и благоденствие его оби­те­ли даже после его смерти. В другой раз он видел необыкновенный свет и стаю птиц, оглашавших воздух благозвучным пением, и получил откровение, что множество иноков соберётся в его обители.

За пол­го­да до кон­чи­ны ве­ли­кий по­движ­ник удо­сто­ил­ся от­кро­ве­ния о вре­ме­ни сво­е­го от­ше­ствия к Бо­гу. Он со­звал к се­бе бра­тию и в при­сут­ствии всех пе­ре­дал управ­ле­ние оби­те­лью прис­но­му уче­ни­ку сво­е­му пре­по­доб­но­му Ни­ко­ну , а сам на­чал без­молв­ство­вать. На­сту­пил сен­тябрь 1391 го­да, и пре­по­доб­ный ста­рец тяж­ко за­бо­лел… Еще раз со­брал он во­круг се­бя всех уче­ни­ков сво­их и еще раз про­стер к ним свое по­след­нее по­уче­ние.

Без­молв­но сто­я­ли с по­ник­ши­ми гла­ва­ми скор­бя­щие ча­да Сер­ги­е­вы и с бо­лью сер­деч­ной вни­ма­ли по­след­ним на­став­ле­ни­ям лю­би­мо­го стар­ца. Осо­бен­но груст­но им бы­ло слы­шать по­след­нюю во­лю сво­е­го сми­рен­но­го игу­ме­на от­но­си­тель­но ме­ста его по­след­не­го по­коя. Сергий не хотел быть похоронен в храме, как святой, мощи которого открыты для поклонения,   а просил обыкновенной могилы на кладбище. «Не скор­би­те, ча­да мои, – с лю­бо­вью уте­шал их ста­рец, – я от­хо­жу к Бо­гу, ме­ня при­зы­ва­ю­ще­му, и вас по­ру­чаю Все­мо­гу­ще­му Гос­по­ду и Пре­чи­стой Его Ма­те­ри: Она бу­дет вам при­бе­жи­щем и сте­ной от стрел вра­жи­их!».

Пе­ред са­мым ис­хо­дом ду­ши сво­ей ста­рец по­же­лал в по­след­ний раз при­об­щить­ся Пре­чи­сто­го Те­ла и Кро­ви Хри­сто­вых. Весь ис­пол­нен­ный бла­го­дат­но­го уте­ше­ния, он воз­вел го­ре свои сле­зя­щи­е­ся от ра­до­сти очи и еще раз, при по­мо­щи уче­ни­ков, про­стер к Бо­гу свои пре­по­доб­ные ру­ки… «В ру­це Твои пре­даю дух мой, Гос­по­ди!» – ти­хо про­из­нес свя­той ста­рец и в ды­ха­нии сей мо­лит­вы ото­шел чи­стой сво­ей ду­шой ко Гос­по­ду, Ко­то­ро­го от юно­сти воз­лю­бил.

Это бы­ло 25 сен­тяб­ря (8 октября по нов.ст.) 1392 го­да

Истинный воин Христа Бога: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *