Серафим Саровский

Серафим Саровский — один из самых почитаемых, общеизвестных русских святых. С его именем связан Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, о котором преподобный Серафим по обещанию, данному им основательнице и первой игуменье монастыря Александре, всегда заботился и имел попечение как материально (построил, срубил из дерева мельницу, кельи, снабжал провиантом), так и духовно (дал новый, мудрый устав монастырской жизни, окормлял и советовал, молился). И теперь покровитель Дивеевского монастыря почивает в нем своими святыми мощами.

Преподобный Серафим обладал многими необычайными дарами от Бога: прозорливости, исцелений, чудотворения. Но самые чудесные его черты — необыкновенная любовь и смирение. Старец всех ободрял, утешал, делился  радостью о воскресшем Господе, в которой пребывал всегда, не гневался, сколько бы людей, когда и с какими просьбами к нему не пришло, не гордился своими добрыми делами, приписывая их одному Господу, ничего и никого, кроме Бога, не боялся, всегда надеялся на Него.

Он с детства, когда еще не был пострижен в монахи Саровского монастыря и носил имя Прохор, много раз болел тяжелыми болезнями, так что никто и не надеялся на его выздоровление. Но по вере своей и неунывающей любви к Богу, по молитвам Пресвятой Богородицы всякий раз получал чудесное исцеление.

Болезни и немощи не смогли подорвать его трудолюбие, тягу к иноческим подвигам. Батюшка Серафим был прекрасным столяром. Еще он странствовал, собирая пожертвования для монастыря. На службу приходил раньше всех, стоял благоговейно, стараясь уловить и понять каждое поющееся и читающееся слово, а уходил последним. Когда он был еще послушником, то нес послушание пономаря, а после пострижения его рукоположили в иеродиакона, а затем  в иеромонаха.

Чувствуя рвение послужить Богу каждой секундой своей жизни, особую ревность к духовной жизни, отец Серафим взял благословение на отшельничество в безлюдном месте. Там он поселился и стал соблюдать строжайший пост (ел единожды в день только немного черствого хлеба да овощи со своего огорода: лук, картофель, свеклу, а порой ел только похлебку из травы сныти, в среду и пятницу не ел вообще) и молитвенный  подвиг (постоянная Иисусова молитва, каждый час молитвенное правило Пахомия Великого, монашеское правило), частое чтение Евангелия, Апостола и Псалтири. Евангелие преподобный Серафим всегда носил с собой в заплечном мешке, так как в первые 4 дня недели прочитывал по одному из Евангелий целиком, а в оставшиеся 3 — все апостольские послания и Деяния.

Одевался он просто, по-крестьянски, чтобы удобнее было работать: белый мешкообразный балахон из грубого холста и лапти. Так ходил он и летом, окровавленный от постоянных укусов полчищ болотных комаров,  и в самые лютые морозы.

Летом он вскапывал, удобрял мхом с соседнего болота и засеивал огород, зимой колол дрова. Много хлопот приносил устроенный отцом Серафимом у кельи пчельник. Часто к нему за духовным советом приходили монахи, приходили разные страждущие люди, в том числе очень богатые, с просьбой помолиться за них, помочь в их бедах. Но денег старец не брал.

Дикие звери с ним жили в мире — большая часть приносимого из монастыря хлеба тотчас же раздавалась птицам и медведю, которого старец почти приручил.

А вот некоторые люди, как всегда, оказались хуже зверей. Трое крестьян из села Кременок подумали, что в келье старца из подарков его посетителей накоплено большое богатство, и решили его ограбить. Хотя Серафим был крепок руками и держал в момент ограбления топор, мог успешно обороняться, но не стал этого делать, так как и этих негодных людей, по заповеди Христа, любил и не желал им навредить, а решил лучше пострадать за Христа. Разбойники оглушили его обухом топора, избили, и перерыли и разломали всю келью, но ни копейки не нашли.

Серафим, когда очнулся, едва доковылял до монастыря, врачи из Арзамаса, осмотревшие его, увидев множественные переломы ребер и проломленный обухом череп, ожидали его смерти с минуты на минуту, но он опять через несколько дней был чудесным образом исцелен Пресвятой Богородицей, явившейся ему в видении. С тех пор сильно искалеченный Серафим ходил сгорбившись, опирался на палочку. Однако, когда его обидчиков поймали и хотели предать суду, он твердо этому воспротивился. В итоге все три крестьянина покаялись, испросив прощения и у Серафима, и у Бога,

Казалось бы, после этого случая всякий оставит отшельничество и бросит подвиг. Но отец Серафим лишь усугубил его обетом молчания и 1000-дневным подвигом столпничества, молитвенным стоянием на камне. Ночью молился непрестанной молитвой мытаря «Боже, милостив буди мне грешному!» на коленях или стоя на твердом большом камне в лесу, а днем, чтобы не смущать возможных прохожих, на валуне у себя в келье, прерываясь лишь на еду и краткий сон.

Когда преподобный Серафим ослаб ногами, а из его домика надо было каждое воскресенье далеко ходить в монастырь для Причастия, то повиновался решению собора монастырских иеромонахов о возвращении из пустыни обратно в монастырскую келью у храма. Однако и это использовал для нового подвига — затворничества, старался всегда молитвенно пребывать в келье, ни с кем не заговаривая, даже не встречаясь. В келье была икона Пресвятой Богородицы, пень вместо стула и куча песка и каменьев вместо кровати. В прихожей его кельи стоял собственноручно сделанный Серафимом для себя на всякий случай гроб, в котором он хранил сухари. Причастие, для чистоты затвора, ему приносили прямо в келью.

Через 5 лет он по прямому повелению Божию вышел из затвора, закончил молчальничество и начал принимать к себе для душеспасительных бесед и наставлений из полученного опыта Богообщения всех желающих совета целый день. Он исцелял больных, изгонял бесов, прояснял все недоуменные вопросы,утешал скорбящих, возвращал заблудших к правой жизни и вере.

Оставил отец Серафим нам учение, наставление о нашем спасении, смысле жизни каждого христианина. «Истинная цель нашей христианской жизни, — говорил он, — состоит в стяжании Духа Святого. Пост же, бдение, молитва и добрые дела суть лишь средства для стяжания Духа”. Стяжание означает приобретение; приобретает же Дух тот, кто кается во всех своих грехах и творит добродетели, противоположные содеянным грехам. У такого человека Дух начинает действовать в сердце и сокровенно устраивает внутри него Царство Божие.

Для людей, которые по занятости или болезни не могли вычитывать полное вечернее и утреннее правило, преподобный Серафим дал сокращенное, Серафимово: 3 «Отче наш», 3 «Богородице Дево, радуйся» и 1 Символ веры, однако посоветовал вместе с этими молитвами в течение дня часто молиться краткими молитвами: Иисусовой в первой половине дня, а во второй «Пресвятая Богородице, спаси мя, грешного/грешную»

Есть много всяких предсказаний о конце света, якобы написанных со слов Серафима Саровского ближайшими учениками. Однако на самом деле у него никогда не было учеников. Никто другой просто не мог вынести такого сурового аскетизма, к какому привык старец, и, хотя желающих поначалу было очень много, его учеником так никто и не стал. И к прочим пророчествам и предсказаниям, приписанным старцу, о судьбе России, апокалипсисе, надо относиться с осторожностью, чтобы вместе с духовной пищей не проглотить яда чьего-нибудь домысла или выдумки. Лучше их вообще не читать, а читать лишь его душеспасительные поучения и беседы.

Скоро Серафим снова стал посещать свою пустыньку, тяготясь множеством посетителей. Однажды на пути к ней ему явилась Пресвятая Богородица с апостолами Петром и Иоанном, и ударом посоха извела из земли источник светлой воды. На этом месте была заложена Мельничная общинка Дивеевского монастыря для девушек-сирот, позже слившаяся с Казанской, основанной ранее матушкой Александрой, и получила название Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. Отец Серафим окормлял сестер этого монастыря наставлениями, угощал чудно приготовленной капустой, сухарями и как-то в то время, когда нигде еще не было никаких плодов, принес даже фрукты на зеленой веточке, по общему мнению- райские)

В последнем видении, бывшем в присутствии одной из сестер, Пресвятая Богородица сказала преподобному Серафиму о скорой его кончине.

За день до смерти батюшка приложился ко всем иконам в храме, чего раньше никогда не делал, поставил свечи, умиленно помолился, причастился за Литургией, попрощался с братией своего Саровского монастыря. Вечером, по свидетельству одного из братьев, вдруг начал петь пасхальные песнопения.

На следующий день утром почувствовали сильный запах дыма из его кельи — на старые книги и какое-то тряпье упала никем не поправленная свеча и они затлели. Батюшка лежал руками и лицом на аналое, как будто заснул. Однако, когда братья попытались его разбудить, то поняли, что он уже отошел ко Господу.

В 1903 году состоялось его прославление в лике святых, его мощи были обретены нетленными. Именно этому событию посвящен сегодняшний праздник.

В 1927 году указом Советской власти их постановили сжечь, однако каким-то добрым человеком мощи были сохранены в запасниках музея атеизма и религии и в 1991 году возвращены Дивеевской обители.

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *