Казанская икона Пресвятой Богородицы — одна из самых известных и почитаемых икон на Руси, ознаменовавшая благодатный покров Пресвятой Богородицы над Русской землёй и народом, молитвенное участие Её в истории, судьбах нашего православного Отечества и Церкви. Посредством этого чудотворного образа Пресвятая Богородица подавала исцеления души и тела всем, предстоящим священному изображению Её с покаянным сердцем, верою, и горячей молитвой у чудесного образа — иконы к Первообразу — Матери Божией.
Сама по себе икона — лишь священное живописное изображение, её следует почитать, но нельзя ей поклоняться как самой Пресвятой Богородице или Богу; сама по себе икона (без участия того, кто на ней изображён) не способна исцелять, исполнять просьбы. Задача иконы — быть знаком истинного присутствия перед молящимся изображённой на ней священной личности, указывать на Первообраз, напоминать о нём, направлять, обращать к нему молитву, делать её более внимательной и горячей. Как писал богослов П. А. Флоренский: «Икона — окно в другой мир, и , покуда мы не видим в ней этого окна, до тех пор наше отношение к ней будет ложным, будет идолопоклонством. А верою мы видим сквозь нее, как через тусклое или прозрачное стекло,—это зависит и от высоты нашего духовного состояния и от
степени духовного проникновения художника,—другой мир,подобно тому, «якоже зерцалом в гадании»; здесь мы имеем духовное видение, как в зеркале.«
Икона далеко не всегда обладает портретным сходством с изображаемым на ней — это идея, символ, выражающий духовный образ, духовные качества, внутреннюю красоту того, кто на ней изображён, причём только в той мере, в которой способен видеть иконописец.
Любая икона указывает нам на важнейший элемент учения христианства — Боговоплощение. Господь, которого не видел никто никогда, невидимый, бестелесный, ради нас явился на земле во плоти, стал всем видим, стал настоящим человеком, на которого можно смотреть и с которым можно разговаривать, с обыкновенным человеческим лицом, которое можно даже зарисовать.
Но не только мы можем общаться через икону с Господом Богом, Пресвятой Богородицей и святыми угодниками, но и они могут отвечать нам, подавая благодатные дары исцеления, очищения, творя различные чудеса для укрепления нашей веры: например, мироточение, чудесное обновление.
Именно такой иконой, называемой за множество проистекающих от неё чудес чудотворной, и была Казанская икона.
Даже обретена она была необычайым образом. Город Казань был исторически мусульманским городом, абсолютное большинство его жителей исповедовали ислам. Христиан было совсем немного. Только после захвата города Иваном Грозным в 1552 г. в нём появился значительный процент христианского населения.
Однако после взятия город лежал в руинах — были убиты почти все его жители, разрушены дома, башни и стены, все ценности разграблены, взорван водопровод. Едва восстановленные постройки пожирали пожары.
25 июня 1579 года возле храма Николая Тульского вспыхнул очередной пожар, в ходе которого сгорело полгорода. Погорельцы начали заново отстраивать свои дома. В их числе был стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне в сонном видении явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из земли её икону, зарытую ещё до взятия Казани тайными исповедниками Христа. Сначала девочке никто не поверил, но видение с точным указанием места сокрытия иконы, пепелища сгоревшего дома, повторялось трижды. Сказали об этом архиепископу и воеводе города, но те не восприняли слов девочки всерьёз.
Наконец, Матрона с матерью сами взялись за заступы и стали копать. На указанном месте на глубине около метра действительно лежала икона, завёрнутая в ветхое малиновое сукно, причём краски её были настолько яркие, светлые и свежие, как будто икона была только что написана. Прибывший на место чудесного обретения архиепископ Иеремия с духовенством перенёс святыню сначала в Никольский храм, а потом с крестным ходом в Благовещенский собор. Во время крестного хода явлено было первое чудо — исцелились от слепоты два старца, Иосиф и Никита. Этим было положено начало славных чудес, истекающих от этой иконы.
Пресвятая Богородица, защитница и заступница земли Русской, прославила свою икону ратными чудесами, победами во время битв против посягавших на нашу землю захватчиков. В 1612 году эта икона сопровождала победоносное ополчение Минина и Пожарского, прибыла в него во время решающего сражения с превосходящими силами поляков гетмана Ходкевича и освятила русскую победу. Именно в честь этого события, показавшего попечение Пресвятой Богородицы о нашем народе, и установлен 8 (21 по новому стилю) июля 1649 года праздник Казанской иконы Божией Матери.
Перед списком Казанской иконы молился Кутузов во время Отечественной войны. Не лишены оснований и слухи о самолёте со списком этой иконы, который облетал Москву уже в Великую Отечественную.
Господь миловал нас по молитвам Своей Пречистой Матери, но он способен и наказывать, вразумлять тех, кого он милует, если они нарушают волю Его, добровольно от Него удаляются. Его милости к нашему народу не объясняются его географическим положением или этническим составом, причиной им — богоугодная жизнь наших предков. Если человек врачует свою душу от грехов покаянием, трудолюбиво умащивает её елеем добрых дел по заповедям Божиим, любит Бога и Его Церковь, то он может рассчитывать на помощь и попечение Божие. Если же он с лёгким сердцем грешит и ненавидит Бога и Его заповеди, то он не вправе рассчитывать на Его заступничество, а заслуживает лишь большее наказание, гнев и осуждение.
Именно такими людьми была похищена из-за драгоценного оклада в 1904 году Казанская икона Божией Матери. По всей видимости, грабители уничтожили её. Однако потеря первоначального образа не умаляет благодатной силы всего множества списков с Казанской иконы, через которые Пресвятая Богородица помогает нам Своим ходатайством перед Своим Сыном по плоти, а по ипостаси Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом.