Сегодня, 14 октября, празднуем Покров Пресвятой Богородицы.
Ни в одной поместной церкви этот праздник не имеет такого значения, как в русской Православной. Даже в Греции ему не уделяют особого внимания, хотя, в общем-то, именно с греческой церковью связана история праздника.
Неизвестно точно, в конце 9 или начале 10 века нашей эры произошло это знаменательное событие. Всё-таки считается, что в 910 году, но может и раньше. На богатый Константинополь, столицу Византийской империи, тогда то и дело совершались нападения: то мусульмане персы, то язычники славяне, уже тогда составлявшие серьёзную военную силу, внезапно появлялись под его стенами.Обе эти народности были головной болью греческой империи, говорили на малопонятном языке, поэтому греческие летописцы их часто путали. И вот, в 910 году, очередная армия приступила к Константинополю. Жители решили, что это персы, однако, как уже сказано, могли ошибаться.
В армии Византийской империи тогда произошла небольшая передержка: бедные крестьяне-ополченцы (стратиоты) совсем разорились и им просто не на что было воевать, покупать обмундирование и провизию. Богатые, профессиональные рыцари-катафракты ещё не поступили в войска в достаточном количестве, чтобы составить сколь-нибудь значительную силу. На престоле второй император Македонской династии Лев VI Философ, прозванный так за любовь к книжной мудрости, ничем особенно не выдающийся правитель: не полководец, не реформатор, не строитель. Чиновники, ответственные за армию, ленились, лихоимствовали и разводили бюрократическую волокиту, и не успели подготовить войско в срок.
Когда враг внезапно показался совсем рядом, у города просто не оказалось защитников. Простой народ, вышедший на стены, против профессионального войска явно не сдюжит. Спасти столицу православного государства могло только чудо.
Об этом чуде возносились горячие молитвы в каждом храме Константинополя. В одном из таких храмов святой угодник Божий Андрей молился с учеником Епифанием. Вдруг Андрей увидел, что свод храма над ним как бы раскрылся, и явилась Богородица в окружении множества ангелов и святых. Она молилась о даровании грекам победы и простирала над молящимися свой омофор — большой широкий плат вроде шали, который в древности женщины носили на плечах. «Видишь ли ты Царицу всех?» — спросил Андрей, желая понять, не ему ли одному такое привиделось. «Вижу и ужасаюсь» — в страхе сказал Епифаний, подтверждая истинность видения.
По древнему юридическому праву, если двое или трое незаинтересованных человек одновременно свидетельствуют одно и то же, значит это истина.
Вскоре врагов удалось одолеть.
Об этом празднике вспомнили в 1164 году на Руси, когда с Божией помощью великому князю Андрею Боголюбскому удалось победить сильных и воинственных волжских булгар. Перед битвой князь и всё войско причастились. Князь молился перед образом Богородицы о даровании победы русскому войску: “Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров”. И опять, как 300 лет назад, Богородица не оставила христиан без своей защиты. Булгары были разбиты. После битвы от икон Спасителя, Богоматери и Креста, несомых впереди войска как знамёна, исходили чудный свет (огненные тучи) и благоухание. В тот же день такое же знамение было Византийскому императору Мануилу, сражавшемуся с сарацинами, от иконы Спасителя. Князь и император, получив одинаковые уведомления о чуде друг от друга, решили установить два праздника: Всемилостивому Спасу и Покров Пресвятой Богородицы. В Греции, кроме монастыря Афон, эти праздники почти забыты, а в России их помнят и чтят и поныне.